История вторая, жестокая правда.
Сначала все то же, что и в умильном житии. Поляки наполнили Киев и подняли смуту, начинается война. Святополк, старший (после Мстислава) сын и наследник Владимира, посылает Бориса (да он не умер?!) навстречу польскому войску. Долгих три года Борис (якобы заранее убитый) успешно отражает вторжение поляков, но в конце войны сам погибает на поле брани. Киев спасен, однако положение Святополка, через которого осуществлялось польское влияние, очень непрочно. Этим пользуется Ярослав, он разпускает слухи о том, что в смерти Бориса виноват Святополк, и посылает свою шведскую дружину убить старшего брата. Святополк пытается спастись бегством, но застигнут и убит.
Ярослав занимает великий стол в Киеве и дает разъяснения, что Святополк – окаянный, он братьев своих убил, а Борис и Глеб – святые. Канонизация произходит по прямому указанию нового великого князя.
Комантарий неспеца
(Эту версию высказал историк Членов. Статья была опубликована в журнале "Следопыт" еще в 70-х годах.)
Если бы в те далекие века было телевидение, то не пришлось бы Ярославу изпользовать церковный амвон для "разъяснения" народным массам, кто кого как и за что убил. Но в далеком XII веке (равно и в XIII, и в XIV, и в XV, да что греха таить? - и в последующих веках) церковь – главное средство массовой информации, где священник после каждой службы проводит с прихожанами своеобразную полит-информацию. Слова священника глубоко проникают в душу верующих... Как и во всем мире, на Руси политика не оставляет места для нравственности, она даже церковь ставит на службу своим кровавым целям. По римской логике дворцовых переворотов все выгоды достаются организатору интриги, а в нашем случае это – Ярослав. Для Святополка было излишним убивать своих братьев, он и так уже достиг власти. Ярослав же, находящийся в конце очереди к отцовскому столу, наоборот, кровно заинтересован в физическом устранении всех стоящий впереди: Святополка, Бориса и Глеба. Сначала он их убивает, а затем разпространяет такую версию событий, в которой виновником убийств становится погибший Святополк, а сам чистым возходит на великий стол.
Однако, пропаганда, похоже, не была успешной. Имя Святополка, якобы убийцы святых братьев, еще долго остается в русском княжеском имяречении. Изчезновение имени Святополка приходится примерно на XV век, что означает: 1) тогда же и производили события или 2) тогда-то и была распространена известная сегодня церковная версия братоубийства.
Время и место второй истории то же, что и в первой: XII век, Днепр, Киев, враждебная Польша, разпри внутри феодально раздробленной Руси. Однако безпристрастные наблюдения за судьбой княжеского имени указывают и на XV век.