Креститель руси князь Владимира отправляет сына Бориса в далекий поход. Другой его сын, Ярослав, правит в Ярославле (Новгороде). После смерти отца Ярослав последовательно устраняет братьев, сидящих в городах владимиро-суздальской земли. Один из них – молодой Глеб в городе Муроме.
Борис, находящийся вдали от Москвы, Киева и Ярославля, совершает невиданный доселе поступок: он предпочитает следовать своей любви и отказывается и от княжества и от военачальства. Движимый любовью, Борис похищает дочь императора Римской империи (или - жену князя Бельского Менелая, правившего в Греции) Елену и скрывается с нею во Владимире (это могут быть как сам Царьград, так и Владимир на Клязьме).
Начинается смута, гражданская война. Одна сторона преследует Бориса и Елену, другая их защищает. Город не выдерживает длительную осаду, виновники смуты бегут к Суздалю. Влюбленных убивают около Кидекши (Вышгорода). На месте гибели основывается храм, давший начало белокаменному строительству по всей владимирской Руси.
Ярослав через церковь прославляет любовь, победившую и княжеское административное предназначение, и воинскую доблесть. К тому же, выбор Бориса освободил его от необходимости еще одного братоубийства.
Кстати, одной из дочерей Ярослава крупно не повезло: ее суженый был отправлен княжить в глухой угол империи, в маленький и захудалый город Лютич, который по этому поводу был переименован в честь ее романтического дяди Бориса (Париж). А она последовала, бедняжка, за ним.
Коммантарий
Действие произходит во владимирской земле. Период не может быть указан с уверенностью, так как столичные события были столь значительны, что претерпели многочисленные толкования и изкажения в угоду политической коньюктуре. В числе наиболее вероятных периодов – первая половина XV века и даже – середина XVI-го.
Главный город – Владимир на Клязьме – также называется Киевом, что, очевидно, значит "город жезла (кия)", то есть столица. Также и столичная река, Клязьма, имеет особое столичное наименование – Днепр, что, очевидно, значит "первая река" (дънъ първъ!). Через Владимир (Киев) течет речка Лыбедь, здесь же до сих пор стоит знаменитая Десятинная церковь, это – Успенский храм, жемчужина белокаменного зодчества. По его образцу в Москве позже построят новый первопрестольный храм, также Успенский. На крутом левом берегу Днепра (Клязьмы) находился пещерный монастырь, Киево-печерский.
Недалеко от Киева в Днепр впадает Нерль, у устья которой основатель города князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова, прекрасный образец русской античной архитектуры. Выше по Нерли, ближе к Суздалю разположено село Кидекша, где в стороне от двух столиц любит бывать великий князь. Кидекша – летописный Вышгород.
Суздаль – один из древнейших городов Руси. До XVI века он оставался столичным городом, резиденцией русского царя. Здесь есть Кремль, Успенский собор (ныне – Рождественский), царские палаты (дворец, от русского "палата" произошло, очевидно, западное "palace", дворец), которые сегодня называются почему-то Архиерейскими. Суздаль также называется градом Моска (Мосоха) или: град Москов, то есть – Москва.
Севернее, на Волге (Волгов, Волха? Волхов?), разположен славный Новгород, ныне – Ярославль. Если Суздаль – древнейшая столица, основанная, очевидно, еще Мосохом, внуком праведного Ноя, если Владимир-Киев – столица светская и церковная, местопребывания великого князя, откуда он правит великой страной, то Новгород-Ярославль – центр торговли и перевозок. Новгород – второй по значимости район Руси. Сидящий здесь князь силен и славен, он – один из первых претендентов на великий стол, поэтому князья стараются посадить сюда своего старшего сына. Новгородское вече прихотливо и отношения с Киевом полны драматизма.
Значение выбора Бориса более явственно в четвертой версии событий. Но и в этой можно увидеть глубинный смысл: как князь Борис мог бы повелевать землями, стать императором, как воин – совершать великие подвиги и прославиться. Но он выбирает любовь и теряет все остальное.
Наиболее вероятная эпоха событий – XV век. В 1415 году состоялся "выбор веры" великим князем Руси (Владимир? Владимира?), когда Русь в церковном отношении решительно отмежевалась от западных ересей. Осада города, где укрылся Борис, приходится на следующее поколение, то есть на середину века. Действительно, в это время мы находим осаду и взятие Царьграда. Может быть, Царьград и есть "город, владеющий миром", Владимир? Ссылка бедной Анны Ярославны в дикую Францию приходится, таким образом, на вторую половину века. XV век – разцвет античной культуры в Средиземноморье, очевидно, к этому же времени относится и белокаменное строительство на Руси и возведение всех знаменитых каменных сооружений античности.
Четвертая версия, самая известная.
|