ЧЕТЫРЕ ИСТОРИИ, ДВА СТРАСТОТЕРПЦА И ОДИН ОДЕССИТ  

(рефлексия на передачу 1-го канала ТВ о Борисе и Глебе 28.03.01)

История первая, умильная (подсмотренная на отечественном ТВ в указанное время).
Наступают на Киевскую Русь злые печенеги. Старый князь Владимир, креститель Руси от 988 года, посылает навстречу врагу любимого сына Бориса. С восемью тысячами воинов он выступает из стольного Киева и одерживает славную победу. В это время Владимир умирает и к власти приходит окаянный Святополк. Борис движется к Киеву с дружиной, но не желает разпри и отпускает войско. Святополк посылает людей убить брата. Борис смиренно принимает смерть: все же от брата старшего, который ему теперь за отца.
Окаянный Святополк не останавливается на достигнутом. Еще осталось несколько братьев-князей, сидящих в различных городах: Мстислав в Тьмуторокани, Глеб в Муроме, Ярослав в Новеграде. Мстислав хоть и старше, но так далеко (тьмуторокань, ясно дело), что, пожалуй, и неопасен. Ярослав рожден наложницей и вряд ли будет претендовать на великое княжение раньше Глеба. Святополк вызывает Глеба к себе. Бедного Глеба предъупреждают об опасности, но он встает на колени, проливает слезу и заявляет, что Святополк ему как отец, от него он примет и самую смерть. И принял.
Святополк был женат на дочери польского короля Болеслава и разсчитывал на его поддержку. Но поляки решили сами править на Руси и подняли смуту в Киеве. Оставшись один, Окаянный бежит прочь и погибает, застигнутый погоней. Поделом тебе, гадина!
Великим князем становится Ярослав. Все старшие браться перебили друг друга, кто-то и Окаянного убрал. Одним из первых деяний Ярослава стала канонизация Бориса и Глеба и проклятие Святополка, убийцы окаянного. Все называют нового князя Мудрым, еще при жизни. Мудрый Ярослав хоронит святых страстотерпцев в Вышгороде, где был убит Глеб по пути в Киев, несколько выше по течению Днепра.
Ярослав Мудрый стал жить-поживать и даже дочку свою Анну выдал аж за французского короля. Далеко от Киева в Кидекше на Нерли в 1152 году строится первый во владимо-суздальской Руси белокаменный храм во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Борис и Глеб – первые русские православные святые, а смирение до смерти – первая добродетель русского человека.

Коммантарий неспеца
Вызывает некоторое недоумение присутствие двух центров событий: первый – Киев, Днепр, Вышгород, половцы-печенеги, второй – Муром, Кидекша, Новгород (а то и Ярославль!). Особенно показательно наличие храма, который должен быть возведен на месте событий, на месте мученической гибели святых. Такого храма, единовременного событиям, нет около Киева, но есть около Владимира
На борисоглебский храм, что на Нерли, стоит взглянуть повнимательней. В нем есть две ниши с гробницами, справа и слева от входа. Гробницы и ниши были сооружены одновременно с основным зданием и занимают место в основной стене. Это значит, что строители храма знали, что здесь будут похоронены два человека. Считается, что храм построен в память о том, что в этом месте Борис и Глеб встретились незадолго до смерти. Надо полагать, по дороге из Мурома и Ростова в Киев? Странный крюк для Глеба. Общепринятая версия подсказывает, что оба находились здесь в одно время перед своей гибелью. Так, может быть, гибель их здесь и настигла? Возможно, и сам храм возводился как усыпальница этих двоих? Тогда понятно, почему именно здесь был воздвигнут храм в их честь, храм, где они и были упокоены. А какие еще два человека могли быть похоронены в храме Бориса и Глеба? Причем для их захоронения гробницы были заготовлены заранее, еще на стадии строительства? Ответ очевиден: в Борисоглебском храме на Нерли были похоронены Борис и Глеб, один справа от входа, другой – слева. А это значит, что именно здесь их и убили. А это значит, что общепринятая география этой истории неверна.


История вторая: Горькая политическая правда



Сайт управляется системой uCoz